«изучать правила, играть и развиваться»
В 2024 году в городе Кингисеппе Ленинградской области прошел первый фестиваль настольных игр «За одним столом». Тут живет меньше 50 тысяч человек, и раньше в городе не проходили подобные события.

Фестиваль собрал более 270 участников и создал новый, полезный и интересный формат подросткового досуга. Более того, после фестиваля прошло уже более десяти игр — дети хотели продолжать встречи, а педагоги не смогли им отказать. Осенью в Кингисеппе открывается клуб настольных игр, а организаторы всерьез задумались о масштабировании проекта.

Как в небольшом городе при ограниченных ресурсах организовать интересное событие для подростков? Что важно учитывать при выборе настольных игр? И как в игре раскрывается потенциал детей? Наталья Лисицкая, педагог «Центра творческого развития» Кингисеппа, на примере фестиваля настольных игр рассказала, как организовать подобное событие в любом городе.
Как все начиналось

Идейными вдохновителями кингисеппского фестиваля стали два друга — компьютерщик Владимир Анатольевич Антропов и учитель истории и обществознания Николай Валентинович Гапликов.
Мысль организовать клуб любителей настольных игр созрела во время домашних посиделок за настольными играми. Но все как-то не складывалось — то времени нет, то все заняты, то помещения не найти.
Узнав о том, что «Акселератор социальных инициатив» Благотворительного фонда Андрея Мельниченко проводит конкурсный отбор проектов, в ноябре 2023 года мы подали проектную заявку от Центра творческого развития, в котором я работаю. Выиграли грант и с декабря 2023 года начали подготовку к фестивалю настольных игр «За одним столом».

Вся работа была разбита на три этапа. Первый этап — мозговой штурм: описать положения фестиваля, понять, что это будет, в каком формате, как мы себе представляем итоговое мероприятие. Во время обсуждения решили, что хотим добавить в фестиваль соревновательный момент, — и задумали турнир школьных команд.

При этом понимали, что человеческих ресурсов мало: даже если мы привлечем всех педагогов Центра творческого развития, все равно не сможем провести масштабный фестиваль. И решили, что вовлекать подростков нужно с помощью самих же подростков.
Так появилась часть про обучение арбитров — можно было назвать ребят волонтерами, амбассадорами, как угодно. Мы придумали слово «арбитры».
Выбор настольных игр, поиск арбитров

В Кингисеппе шесть общеобразовательных школ, одна гимназия и интернат, где живут дети без попечения родителей, но учатся наравне с другими детьми в общеобразовательной школе. В арбитры и на турнир мы решили принимать желающих из любой школы.

Когда выбирали сами настолки — проходили целые диспуты, какого жанра игры нужно выносить на фестиваль, каким настольным играм и почему хотим обучить детей. Выбор игр огромен, и нужно было учесть два условия. С одной стороны, это должны быть развивающие игры без опоры на ложные ценности. С другой — интересные детям и подросткам. После выбора и покупки игр на средства гранта мы также приобрели дополнительные расходные материалы и прочные складные столы.

Теперь нужно было набрать арбитров. Тогда мы кинули клич в СМИ, в родительские и детские группы Центра творческого развития, пробежались по всем школам. И быстро нашли ребят, которые хотели научиться играть и проводить настольные игры. Так мы собрали костяк команды, на которой обкатывали закупленные настольные игры.

Обучение арбитров, подготовка и проведение турнира

В январе 2024 года начался второй этап — обучение арбитров. Арбитр рассказывает, в чем смысл и идея игры, объясняет правила и следит за тем, чтобы они соблюдались. То есть проводит игру от начала до финала.

В итоге больше 35 ребят 12−18 лет обучились на почетную должность арбитра настольных игр — хотя изначально мы планировали взять в арбитры до 20 человек. Но через СМИ, а более того — через «сарафанное радио», к нам начали приходить новые дети, желающие стать арбитрами.

Параллельно мы искали места для проведения турниров: обратились в школы и договорились с администрацией. Часть игр прошли у нас, в Центре творческого развития, где есть большой актовый зал и где можно комфортно разместить несколько команд.

До середины апреля шла подготовительная работа — сначала один, а потом два раза в неделю мы обучали команды играм. Еще мы открыли чат в телеграме, куда добавили всех желающих, и публиковали в чате расписание подготовительных игр-тренировок перед турниром.

А 20 апреля 2024 года в отреставрированном здании Центра творческого развития прошел финальный фестиваль-турнир по настольным играм «За одним столом», где приняли участие школьные команды Кингисеппа. Всего в нем приняли участие 14 детей до 14 лет, 260 подростков от 14 до 18 лет и 27 арбитров.

Здесь тоже была сложная логистика — часть игр играется на 5 человек, часть — на 4 человека, где-то на 6 человек. А так как турнир по сути своей — это соревнование между школьными командами, надо было за один стол усадить человека от одной из команд. То есть за разными столами сидели представители разных команд. Также нужно было придумать схему, как составить турнирную таблицу и выявить победителя.

К счастью, у нас все получилось. Были первое, второе и третье места. Ребят наградили призами — небольшими интересными настолками карманного типа, не очень сложными для освоения. Например, «Сокровища драконов», «Спящие королевы».
Важно, что еще на этапе подготовки к финалу в конце каждого мастер-класса мы запускали опросники, кому какие игры понравились. И смотрели, за какие столы охотнее садятся дети. И хотя каждому человеку нравится разное, на основе опроса и наблюдений мы можем составить примерный рейтинг настольных игр для подростков.

Что дальше?

Первого сентября мы открываем в Центре творческого развития Клуб любителей настольных игр. Дети будут приходить, изучать правила, играть и развивать личные качества, получать компетенции через освоение настольных игр.

Часть нашей команды ратует за то, чтобы фестиваль был не городским, а районным. В Кингисеппском районе очень много сел, деревень, поселков городского типа. Подростков в районных школах много, и они не избалованы таким досугом, интересными настольными играми. Возможно, часть этих детей никогда в жизни настольных игр не видели. Можно организовать выездные мастер-классы, провести аналогичный фестиваль, сделать его традиционным.

Еще один путь — упаковать наш фестиваль во что-то похожее на франшизу, когда, взяв в руки написанную нами программу в виде документов и пошаговой дорожной карты, любой педагог или любая организация, работающая с подростками и детьми, смогли бы повторить весь тот путь, который прошли мы, избежав наших ошибок.

Топ настольных игр для подростков
  • Каркассон
    Большой популярностью пользовалась игра «Каркассон». Суть в том, что каждый строит свой город, владения — и продумывает для этого стратегию. Есть возможность создавать коалиции, заключать договоры — эта корпоративная игра очень понравилась подросткам.
  • Ticket to Ride
    С этой игрой вышла смешная история. Мы купили игру, и она оказалась на английском языке. Пришлось искать в интернете русскоязычные правила, чтобы ее освоить. «Билет на поезд» — тоже очень интересная игра. Там есть и соперничество, и стратегическое мышление, и возможность договориться. А еще участники игры много разговаривают — игра отлично решает коммуникативные задачи.
  • Космический контакт
    Суть в том, что мы находимся в космическом сообществе. Участники рандомно выбирают себе персонажей, у каждого из которых свои сильные и слабые стороны и разные возможности. Побеждает тот, кто обустраивает первым пять колоний на чужих планетах. Психологически очень насыщенная игра, где раскрываются личностные качества ребят. Легко проследить мировоззренческие вещи: кто-то решает вопросы радикальным способом, кто-то открыт и честен, а кто-то настроен, наоборот, применять хитрые ходы и втираться в доверие.
  • Дюжина короля
    Несложная игра с акцентом на удачу — игроки одновременно кидают кубик, а события на игровом поле разворачиваются в зависимости от выпавшего числа. Дополнительно к кубику у каждого игрока на руках карты с персонажами, которых можно пустить в тот или иной ход. Здесь можно просчитывать ходы соперников, и «Дюжина короля» больше нравится подросткам, которые хорошо запоминают, анализируют и уповают на логическое мышление.
  • Царства зверей
    «Царства зверей» — игра, которая понравилась лично мне. В этой игре побеждает человек, который умеет сочетать логику и предприимчивость. Она отражает определенное жизненное обстоятельство в социальном мире. Когда случается то, что случается, — и ни один игрок не может повлиять на обстоятельства. Игра длится по три периода на каждое царство. И на каждый период предусматриваются свои условия. Когда они выложены и каждый игрок с ними ознакомился, участникам на руки выдается по четыре карты с породами зверей. И сразу понятно, что нужно делать, чтобы победить. Но при этом нужно опираться на жизненную ситуацию, на те правила и законы, которые сейчас оказались на игровом столе. На мой взгляд, это очень похоже на современную жизнь, когда что-то происходит — и глобально ты на это повлиять не можешь, но к какому-то благополучию можешь приблизиться, если будешь учитывать все компоненты.
Спецпроект «Журнала о благотворительности»
Разработка сайта — bulgkate.ru
Над текстами работали: Алена Арташева, Татьяна Пронина, Людмила Полонская, София Горовая, Лариса Ежихина, Наталия Калинина, Полина Сурнина, Марина Лепина, Ольга Павлова, Мария Перепелюк