Чувство прекрасного
Как в небольших селах и хуторах Краснодарского края дети осваивали мастерство художника.
На листе бумаги расцветает живописный мир: аппетитные крутобокие груши (как же в хуторе Грушевом да без груш!), букет сирени, летят вольные кони по зеленой траве… Дети старательно рисуют свои мечты о лете. Так проходят детские занятия живописью в небольших поселках и хуторах Белореченского района. Проводит их белореченская городская общественная организация «Мир детства» при поддержке Фонда Мельниченко.
«Мир детства» — старейшая организация в Белореченске: она существует с 2000 года. У истоков создания организации стояли Любовь Кушнир, исполнительный директор РОО «Право ребенка», известный правозащитник Борис Альтшулер, юрист Михаил Воробьев, художник Николай Кармазин, издатели газеты «Белореченская правда» Александр и Елена Кузнецовы и другие. Команда организации за это время разработала много разных программ — и по воспитанию толерантности и культуры мира у детей, и на темы правового просвещения. Несколько проектов было реализовано в Белореченской воспитательной колонии, где впервые организовали компьютерный класс и театральную студию, выпускали газету «Дорога к свободе».
«Мир детства» проводит мероприятия для детей с инвалидностью, детей из многодетных семей.
В пандемийном 2020 году «Мир детства» проводил очередной конкурс по искусству и литературному творчеству — чтобы дети не просто сидели дома, а занимались творчеством. В конкурсе принимали участие и ребята из маленьких отдаленных сел и деревень.

Тогда я заметила, что работы юных сельчан менее качественные, чем у городских участников, — вспоминает председатель организации Елена Кузнецова. — И родилась идея: к детям надо привезти педагога и художника, чтобы они начали рисовать под его руководством, увидели настоящий мольберт, хорошие краски, листы бумаги большого формата, — все это невозможно купить в их маленьких селах и хуторах. Меня очень вдохновляют слова российского философа и психолога Владимира Зинченко: «Внешний мир строится изнутри».
Эти слова стали своеобразным девизом нового проекта организации — «Моя родина — Белореченский район», цель которого — приобщение детей из отдаленных уголков Белореченского района к изобразительному искусству и изучению истории района.

В 2023 году программу поддержал Фонд Мельниченко и передал проекту 487 тысяч рублей. И по станицам и хуторам района отправилась в путь творческая экспедиция во главе с педагогом и художником, заслуженным работником культуры Кубани Николаем Кармазиным. Партнером проекта выступил и Белореченский городской музей.
Сначала художник хотел, чтобы дети рисовали иллюстрации к стихам местных поэтов. Но потом решили, что это сложно, — ведь не все любят и понимают стихи. И тогда Николай Кармазин взял с собой свои картины, чтобы дети рисовали по мотивам его работ.

Команда «Мира детства» побывала в станице Гурийской, хуторах Фокин, Грушевый, Кубанский и Фадеевский. Чтобы представить себе размеры этих населенных пунктов, достаточно упомянуть, что в Фадеевском даже школы нет, живут там больше 200 человек, а детей — чуть больше 20. Родители отвозят учеников в соседнюю станицу Пшехскую, за 7 километров, иногда их возит школьный автобус. Но ребята из многодетной семьи Могиных и маленький Захарий — седьмой ребенок казачьей семьи Картава — активно участвовали во встречах с художником.

Всем запомнилась встреча на хуторе Кубанском и лекция сотрудницы Белореченского музея Натальи Шестаковой. Дети узнали о тайнах древнего океана Тетис, который когда-то катил волны на месте их нынешней родины, а с большого экрана на них смотрели диковинные существа — хищники, населявшие океан. Когда Наталья спросила, кто из ребят был в музее Белореченска, только пять человек подняли руку. Приезд сотрудников музея в школу стал для детей большим событием, ведь немногие родители могут отвезти их в город. Одна из девочек по имени Пелагея, из станицы Гурийской, сказала, что в будущем станет палеонтологом. После лекции проходил мастер-класс Николая Кармазина —, художник объяснял, как подбирать цвета и смешивать краски. И Пелагея рисовала уже не древних ящеров, а то, что понятнее и ближе: зимнюю ночь и дерево за окном. И ее картину взяли на выставку…
Мы рассчитывали, что придет около десяти ребят, но их оказалось гораздо больше, — говорит Елена Кузнецова. — Когда некоторые учителя увидели своих учеников, сидящих за мольбертами, они были потрясены. То, что эти дети способны на настоящее творчество, для учителей стало откровением. А ведь дети первый раз в жизни взяли кисть в руки".
Один мальчик спросил про «Черный квадрат» Казимира Малевича — действительно ли это хорошая картина? Этот вопрос вызвал целую дискуссию. Николай Кармазин объяснил, что искусство может разным: угловатым, беспредметным, неосязаемым. В небольшом хуторе, где никогда не было ни одной художественной выставки, шел разговор о русском авангарде, о новых направлениях в искусстве…

В каждом населенном пункте прошло по четыре встречи — каждая на отдельную тему. Всего в проекте приняли участие 280 детей: самой маленькой участнице было 3 года, самому старшему — 17 лет. Ребята услышали не только рассказы о древних окаменелостях со дна Тетиса и о скифских стрелах, но и истории о Великой Отечественной войне, градообразующем предприятии «ЕвроХим», о белореченцах, прославивших свою малую родину, например, о художнике Владимире Вторенко, иллюстраторе детских книг. Они познакомились с винтовкой Мосина, увидели проржавевшие каски, котелок, принадлежавший советскому солдату, гранату без чеки. Но все же больше всего понравилось им рисование. Ребята с готовностью помогали в подготовке мастер-класса: устанавливали мольберты, расставляли стулья, раскладывали краски. Кроме мастер-классов, проводился конкурс творческих работ, лучшие работы конкурсантов станут основой для будущей серии открыток.
Николай Кармазин открыл ребятам сокровенную тайну — как за слоем краски увидеть и выразить глубину мысли, — подводит итог Елена Кузнецова. — Благодаря Фонду Мельниченко нам удалось всколыхнуть тихую жизнь в дальних уголках. Их маленькие жители впервые почувствовали себя творцами".
Спецпроект «Журнала о благотворительности»
Разработка сайта — bulgkate.ru
Над текстами работали: Алена Арташева, Татьяна Пронина, Людмила Полонская, София Горовая, Лариса Ежихина, Наталия Калинина, Полина Сурнина, Марина Лепина, Ольга Павлова, Мария Перепелюк