В центре объясняют, собака-поводырь должна сделать жизнь хозяина проще, поэтому они стараются никому не отказывать, но иногда приходится. «[Например, мы отказываем в поводыре], если после общения понимаем, что эта собака только усложнит ситуацию, — отмечает Наталья. — Все же за собакой нужен уход, с ней надо работать, управлять ею. Это не машина, которую можно включить или выключить, а живое существо».
Будущие владельцы собак проходят двухнедельный курс перед тем, как получить собаку-поводыря. В него входят теоретические занятия по работе, уходу и содержанию собаки и ежедневные практические занятия по отработке этих навыков.
«[Прежде, чем человеку выдадут собаку], он должен примерно наметить место для выгула, быть готов к тому, что животное придется содержать: кормить, следить за здоровьем. И, конечно, любить, — подчеркивает Громова.
— Человек должен быть готов к тому, что ухаживать за поводырем придется самому, нельзя будет это перекладывать на своих домашних. Собака — животное эмоциональное, которое требует к себе человеческого отношения».
Шаги в темнотеДелать первые шаги в темноте самому, не держась ни за кого, — очень сложно. «Желательно, чтобы человек к моменту получения собаки-поводыря уже умел ориентироваться, — говорит Наталья. — И чтобы он умел хотя бы немного пользоваться тростью. Или хотел этому научиться. За двухлетний срок ожидания собаки мы всегда предлагаем людям пройти реабилитацию».
Полный курс незрячий человек может пройти в реабилитационных центрах, входящих в структуру
Всероссийского общества слепых. Центры есть в нескольких регионах России. Ближайший к Москве — в подмосковном Волоколамске.
Если у будущего владельца поводыря не получилось пройти курс реабилитации заранее, то в УКЦ проводят экспресс-курс по пространственному ориентированию. В него входят навыки работы с тростью, пространственного ориентирования и многое другое. Это базовая «грамота» для незрячего.
«Трость — словно продолжение руки незрячего человека, она позволяет ему избежать столкновения с препятствиями», — добавляет Громова.
Кроме того, трость выполняет сигнальную функцию для окружающих: люди поймут, что человек с белой тростью — незрячий, и будут относиться к нему более внимательно, пропустят на дороге, а не будут рассчитывать, что он сам их увидит и обойдёт. При переходе дороги трость — важный сигнал окружающим водителям о том, что человек не видит.
На занятиях Наталья рассказывает теорию по работе с тростью: как и для чего её можно использовать. На первом же занятии проходит небольшая практика: ученик изучает тростью помещение, чтобы выстроить его план. Существует много разных деталей, по которым ориентируются незрячие и по которым они могут быстрее освоиться в любом незнакомом помещении. На втором занятии ученик с учителем уже выходят на улицу, где нужно пройти короткий маршрут.
Все последующие занятия по ориентированию — тоже практические, на них отрабатываются приёмы и методы работы с тростью, в них же при необходимости включают и вспомогательные способы ориентирования, например, по звуку, шумам, движению воздуха. Обучение ведётся в реальной обстановке, используются настоящие городские улицы с их препятствиями, движением и шумами.