Что такое наставничество?
Это регулярное общение взрослого с ребёнком-сиротой. Взрослый помогает ребёнку с учёбой и другими школьными вопросами, учит навыкам общения, помогает ориентироваться в современном обществе. При этом общение регулируется договором: в течение первого года взрослый должен встречаться с ребёнком раз в неделю.
Договор на целый год — это такая ответственность...
Да, договор со сроком минимум на один год — сложившаяся практика наставничества. Такие отношения — это большая ответственность перед ребёнком, поэтому наставники проходят собеседование с психологом и куратором программы, а после — тренинги по подготовке. Это сложнее, чем нерегулярно ездить в детские дома, но и гораздо эффективнее. Именно такие отношения помогают ребёнку восстановить доверие к миру и взрослым людям, становятся для них "значимыми" взрослыми и таким образом могут влиять на ребёнка.
А я точно справлюсь?
Если есть сомнения, то лучше побольше почитать на эту тему (например,
брошюру и другие книги, сходить на встречи с куратором программы наставничества и задать все свои вопросы. Но вопросы будут задавать и вам: именно во время встречи-собеседования психолог и куратор программы понимают, стоит ли человека допускать до программы наставничества. Диагностику, анкетирование, собеседование проводят коллегиально, решение о дальнейшей судьбе волонтёра, его переходе на следующий этап — обучение — принимает вся команда специалистов. «
Быть наставником или воспитателем молодого человека с тяжёлой судьбой, с опытом воспитания в казённом учреждении с минимальными социальными навыками и с большим сопротивлением любому педагогическому воздействию — задача не из лёгких», — говорит Екатерина Селенина из нижегородского фонда «Надежда». «Наставник должен быть терпеливым, последовательным, гибким и одновременно целеустремлённым. И важно, чтобы вы могли точно сформулировать, зачем вы хотите стать наставником».
Почему мне могут отказать?
Ограничений не так много, но они есть. Прежде всего важно распланировать своё время так, чтобы раз в неделю приезжать в детское учреждение и проводить время с ребёнком. Психологи организаций не допускают до программ людей, у которых нет чёткой мотивации, или тех, кто готовится стать приёмными родителями, для них есть другие способы знакомства с ребёнком. Например, «Старшие Братья Старшие Сёстры» не рекомендуют волонтёру участвовать в программе, если у него меньше года назад умер кто-то из близких людей. Иногда приходят люди, недавно пережившие потерю, им кажется, что, общаясь с ребёнком из сиротского учреждения, они смогут быстрее пережить горе от потери или избавиться от чувства вины, сделав доброе дело. В таком случае психолог советует человеку отложить участие в программе, так как наставническая деятельность требует затрат внутренних ресурсов. Это не значит, что человек никогда не сможет участвовать в программе, он может вернуться к ней позже, а сейчас попробовать другие виды волонтёрской помощи.
Как мне нужно готовиться?
Всех участников программы ждут 1-2-дневные тренинги, на которых подробно рассказывают про психологические особенности детей-сирот, про общение в подобных парах, про сложности. Но хорошо бы к этому времени разобраться в себе, понимать свой ресурс и ограничения, почитать что-то о детской психологии и быть готовым к неожиданностям. В любом случае у вас будет поддержка психологов благотворительных фондов и таких же наставников.
Какая это будет поддержка?
У всех программ по-разному, но в первые месяцы это происходит настолько часто, насколько нужно наставнику или ребёнку. У фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» встречи происходят раз в две недели, регулярно встречаются и группы наставников. «С парами первого года частота общения одна (поначалу раз в две недели, раз в месяц), через полгода реже, пары второго года — официальная частота раз в квартал, но на практике поддержка требуется чаще, и наши психологи всегда на связи. Они ведь штатные сотрудники организации, многие работают в организации долго, и это обеспечивает стабильность поддержки. Начиная с третьего года общения пары уже входят в режим стабильности отношений, когда они уже умеют сами справляться с большинством возникающих ситуаций», — рассказывает Нина Воронцова, директор программы «Старшие Братья Старшие Сёстры». Так, по программе работают семь психологов в Москве, два в Санкт-Петербурге, и по одному сотруднику в Московской и Тульской областях.
Как я буду выбирать ребёнка?
«В большинстве программ решение о том, как создать пару, принимают психолог и куратор программы, и именно взрослого подбирают под ребёнка, а не наоборот», — говорит Анна Серкина, психолог программы «Один + один» фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам». Но, конечно, учитываются пожелания наставника, если он хотел бы общаться с ребёнком определённого пола или возраста. Но в большинстве программ при выборе опираются на оценку психологов, результаты собеседования и общения с ребятами. Психологи хорошо представляют, кому кто может подойти, и так формируют пары.
При подборе пар «наставник — подопечный» учитывается множество факторов: совместимость темпераментов, верность, навыки взаимодействия, хобби и стремления, опыт воспитания собственных детей, собственный детский опыт наставника и многое другое. Главное здесь — соблюдать основной принцип: действовать в интересах ребёнка, помнить, что подбирают подопечному наставника, а не наоборот.
А почему недостаточно раз в месяц ездить на встречи?
Чтобы сформировать надёжную привязанность и доверительные отношения, нужно общаться часто. С собственными детьми родители общаются ежедневно, регулярность — это основа любых отношений. Поэтому ежемесячные встречи — это слишком редко.
А что делать, если я не смогу ходить целый год?
Конечно, есть случаи, когда ничего нельзя сделать: неожиданный переезд, командировка, другие форс-мажорные обстоятельства. Но все кураторы наставнических программ настаивают, что это большая ответственность и что важно выбрать такой период, когда меньше риск неожиданностей.
Так, в фонде «Волонтёры в помощь детям-сиротам» рассказывают, как недавно волонтёр — девушка-стюардесса — переехала в другой город через три месяца после начала общения с ребёнком. «Мы потом целый год не могли найти ребёнку нового наставника, это было очень сложно, он никого не принимал», — говорит Мария Рыльникова, руководитель программы «Наставничество».
«Но при этом существуют и правила выхода из отношений. Если вы понимаете, что не можете продолжать, нужно не резко перестать общаться, а в идеале подготовить ребёнка и передать его другому надёжному взрослому».
А если мне не понравится ребёнок или я не понравлюсь ему?
В человеческих отношения бывает всякое, но так как пару готовят профессиональные психологи, эксперты в теме наставничества, и именно они подбирают наставника и ребёнка, то чаще всего люди совпадают. Кроме того, пару сопровождают психологи, и они помогают в сложных случаях. Многие дети и взрослые говорят, что первое впечатление часто бывает ошибочным. И даже если сначала они друг другу не нравились, то получаются очень прочные пары.
А что потом? Через год разрываем отношения?
«Самое, конечно, плохое, что может сделать наставник или волонтёр, это просто исчезнуть», — говорит Анна Серкина, психолог «Волонтёров».
«То, как закончатся отношения, может повлиять на сформированность таких психологических понятий у подростка-сироты, как временная перспектива и устойчивость привязанности, на развитие поведенческих моделей в ситуации сепарации, изменения обстоятельств, утраты, на способы мышления и саморегуляции», — уверена Екатерина Селенина из фонда «Надежда».
«Есть очень много пар, которые продолжают общаться и спустя годы после первой встречи. Мы знаем много таких историй, некоторые из них мы рассказали в этом спецпроекте (например, история Александра и
Вадима). Но если вы готовы завершить наставничество, важно грамотно выйти из отношений, здесь тоже поможет психолог».
А как я ещё могу помочь, если не готов стать наставником? Это хороший вопрос, потому что существует очень большое количество способов помочь. Можно поддерживать эти организации деньгами — все они нуждаются в регулярной финансовой поддержке, чтобы их программы продолжали работать. Можно стать волонтёром или интеллектуальным волонтёром. Можно стать наставником онлайн — такая возможность есть у проекта «Хранители детства», можно ездить в детские дома раз в месяц.