молодЁжь на старте карьеры: герои, цифры, решения

Спецпроект благотворительного фонда «КАФ» и
АО КБ «Ситибанк» (Citi Foundation)
Cовременный мир меняется очень быстро — постоянно появляются новые технологии, возможности, а старые уходят в прошлое. Кто-то успевает в этот сверхскоростной поезд, а кто-то остаётся на перроне. Сейчас принято говорить о людях нового времени, выросших с гаджетами в кармане, которые хотят жить и работать по-новому: у них больше возможностей, они свободны в выборе форматов деятельности, не привязываются к месту жительства и к одной организации. Однако далеко не всем молодым людям удаётся адаптироваться к этим условиям.

Существующие тенденции — цифровизация, глобализация и открытость информации — ощутимо меняют рынок труда. Появляется много новых форм занятости и обучения, некоторые профессии исчезают — прогнозируется, что до 50% всех ныне существующих профессий могут исчезнуть.

Современным молодым людям приходится планировать жизнь и карьеру в ситуации полной неопределённости, постоянно меняющихся условий экономики и рынка труда. Поэтому большинство молодых людей чувствуют себя растерянными и неуверенными в своих первых шагах к трудоустройству.

БФ «КАФ» и AO КБ Ситибанк (Citi Foundation) представляют масштабный проект и исследование о барьерах для молодых людей с низкими стартовыми возможностями на рынке труда.

В фокусе исследования — молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет с низкими стартовыми возможностями: из малообеспеченных семей, небольших городов, а также из уязвимых групп, обучающихся в средне-специальных учебных заведениях.

Результаты исследования основаны на экспертных интервью, онлайн-фокус-группах с молодыми людьми, на опросе молодёжи об опыте трудоустройства, форсайте «Будущее молодых людей на рынке труда», бенчмарке программ НКО в сфере поддержки молодых людей на рынке труда.


Почему молодёжи нужна помощь с трудоустройством?

У большинства молодых людей в начале карьеры нет понимания, что нужно делать для профессионального развития, с чего начинать и какие возможности искать на разных этапах карьеры.
Поиск работы для многих является стрессовой ситуацией, так как молодые люди не знают, чего ждёт от молодого специалиста работодатель и соответствуют ли этим ожиданиям их собственные компетенции. И это мешает молодёжи в дальнейшем реализоваться в полной мере.
75%

молодых людей считают отсутствие опыта работы основным препятствием при первичном трудоустройстве.
51%

считают препятствием к трудоустройству отсутствие знакомых, которые могли бы в этом помочь.
53%

считают, что им не хватает знаний и навыков при устройстве на работу.
Представление о том, какой именно опыт работы может потребоваться работодателям при первичном устройстве, а также где такой опыт получить, у молодых людей очень размыто. Считается, что опыт работы можно приобрести только на работе, а так как без опыта их не берут, получается замкнутый круг.
Поиск работы — это мучение, испытание, новое в жизни. И тебя никуда не хотят брать. У тебя нет опыта, у тебя нет стажа, у тебя нет умений и так далее. Это слышишь постоянно. Очень обидно, ведь почему нет опыта? Потому что вы же мне и не даёте его получить».

Ж., 20 лет, Нижний Новгород
Трудоустройству нигде не учат

Образование выпускников не соответствует требованиям рынка труда, а профориентация в учебных заведениях устарела, не отвечает потребностям современного рынка и носит формальный характер.
39%

Менее половины опрошенной молодёжи (39%) проходили какую-либо профориентацию. Меньше всего молодые люди сейчас обучаются поиску вакансий, планированию карьеры, и мало кто проходит тренинги по подготовке к собеседованиям.

15%

Только 15% молодёжи в возрасте 15–25 лет пользовались дистанционными курсами по профориентации и построению карьеры.
16%

Молодёжь упускает возможности подготовки к рынку труда и не получает опыта работы во время учёбы: только каждый пятый студент (16% опрошенных) ищет возможность постажироваться по специальности во время учёбы.
  • Часто к практикантам и стажёрам относятся формально или, ещё хуже, как к дополнительной нагрузке. Им не доверяют интересных задач, которые могут вдохновить на профессиональное развитие, не привлекают к реальным проектам. В основном практика в рамках учебного процесса состоит в выполнении рутинной технической работы, не требующей специальных навыков.
  • Временная работа не рассматривается как шаг к карьере. Молодёжь не стремится искать временную работу, которая помогла бы ей в дальнейшей карьере. Молодые люди ищут неквалифицированную работу, необходимую для заработка на карманные расходы.
  • Волонтёрство не воспринимается молодыми людьми как возможность получить практический опыт работы или профориентацию. Всего 9% молодых людей указали, что рассматривали участие в волонтёрских проектах как возможность получить опыт.
Ожидания от первой работы
Молодые люди возлагают большие надежды на получение опыта у первого работодателя, при этом требования к компенсациям на первом месте работы относительно низкие.
Одна из главных ценностей на постоянном месте работы — возможность обрести наставника.
56%

рассчитывают, что на первом месте работы им будут предоставлены возможности для обучения.
31%

в реальности получают обучение на рабочем месте.
16%

удовлетворены, и то лишь частично, первой работой. Совсем незначительное число молодых людей (18%) отметили, что устроены в крупную компанию или в перспективную отрасль (17%).
  • Только 50% работающих молодых людей отметили, что работодатель их оформил согласно законодательству и платит «белую» зарплату.
  • Найти первую работу по профессии получается у 39% молодых людей.
  • Даже на постоянном месте работы официальное оформление и «белую» зарплату получают лишь 57% молодых людей.
  • Более половины молодых людей (59%) готовы сменить место жительства ради работы.
  • 45% молодых людей хотели бы работать удалённо через Интернет (лишь 10% имеют такую возможность).
Молодые люди из уязвимых групп

У молодых людей из уязвимых групп (выпускники интернатных учреждений, люди с ОВЗ) представления о рынке труда ещё более ограничены, чем в среднем у молодёжи на старте карьеры, у них низкая самооценка и запросы на саморазвитие, мотивация. И работодатели не стремятся принимать их на работу.
Барьеры для трудоустройства выпускников детских домов
  • Очень узкие представления о том, где можно работать, с чего начинать поиск работы. Почти никто не даёт представления сиротам о том, как сейчас устроен рынок труда, о том, что диплом маляра не может помешать стать флористом, если есть такое желание, о возможностях неформального образования, в том числе дистанционного, и так далее.
  • Ограниченный выбор колледжей, доступных для выпускников ДДИ, чаще всего они идут туда, куда хватает баллов, где есть общежитие.
  • Стереотипы взрослых (прежде всего сотрудников детских учреждений, органов власти) о том, где может работать выпускник детдома. Швея, маляр, повар, автослесарь — по-прежнему самые навязываемые специальности.
  • Отсутствие опыта раннего трудоустройства. Многие чиновники, социальные педагоги и педагоги колледжей убеждены в том, что подростку нужно получить образование и только потом получать опыт работы.
  • Большой разрыв между знаниями, которые даются в колледже, и потребностями работодателей.
  • Иждивенческая позиция: например, в Москве выпускники сначала полгода получают пособие в 90 тысяч рублей, а потом вынуждены работать за обычную зарплату, например за 25 тысяч. Это сильно демотивирует на старте карьеры.
  • Отсутствие мотивации: мечты и стремления ограничиваются покупкой телефона.
  • Недостаточно развитые «гибкие» навыки: коммуникация, ответственность,
    критическое мышление и так далее.
«Глобально изменения в проблеме трудоустройства выпускников детских домов пока не заметны прежде всего потому, что в отдалённых регионах, небольших городах системной работы по профориентации и трудоустройству практически не ведётся. Центры занятости по-прежнему не могут предложить вакансий для молодёжи без опыта работы, кроме озеленителей. Результаты станут заметны, когда будет повсеместно распространена практика раннего (с 14 лет) получения подростками-сиротами (и не только сиротами) трудового опыта в формате стажировок и временной занятости в каникулы. Пока такая работа ведётся локально силами НКО и некоторых интернатных учреждений, отдельных крупных предприятий».

Анна Кочинева
Барьеры для трудоустройства молодых людей с ОВЗ

Молодые люди с ОВЗ, имеющие инвалидность, зачастую совершенно не готовы к трудоустройству в принципе.

Основные причины

  • Низкий уровень инклюзии в обществе, который приводит к тому, что трудоустройство людей с инвалидностью плохо представляют себе не только работодатели, но и сами люди с инвалидностью.
  • Устраиваясь официально на работу, человек с инвалидностью лишается льгот и выплат от государства.
  • Чрезмерная опека со стороны родителей и других родственников, которые, заботясь о молодом человеке с ОВЗ, создают для него условия, где трудоустройство вовсе не является обязательным.


От первого лица
Руководители некоммерческих организаций, которые помогают молодёжи, — о своей работе.
Михаил Новиков, руководитель отдела трудоустройства РООИ «Перспектива»

«Возможностей для трудоустройства становится больше»
«Существуют стереотипы, можно даже назвать их предубеждениями, по поводу трудовых возможностей людей с инвалидностью. Считается, что люди с инвалидностью хуже работают, труднее социализируются, много болеют, а также их трудно уволить и так далее. Особенно сильны стереотипы по отношению к определённым формам инвалидности: тотально незрячим, людям с эпилепсией, рассеянным склерозом, особенностями развития, психическими расстройствами.

Большинство людей с инвалидностью профессионально и социально менее готовы к конкуренции и требованиям на современном рынке труда. Из-за меньших возможностей и неразвитости инклюзивного образования у них хуже образование, нет опыта работы, хуже развиты социальные навыки. Это, безусловно, касается не всех людей с инвалидностью, но пока большей их части.

Опыт нашей работы показал, что не более 10–15% лиц с инвалидностью сейчас готовы к реальному трудоустройству на открытом рынке труда. Ситуация не улучшится, пока основные программы не будут нацелены на повышение общего уровня кандидатов с инвалидностью.

Если руководствоваться сторонними мнениями и статистической информацией, то приходится отметить, что ситуация в сфере трудоустройства людей с инвалидностью не улучшается, а даже становится хуже. По нашим субъективным ощущениям (учитывая, что мы работаем в основном с заинтересованными и мотивированными работодателями, которых становится больше), возможностей для трудоустройства людей с инвалидностью становится больше.

Но когда встречаешься с новой неподготовленной компанией, просто теряешься от представлений её сотрудников о людях с инвалидностью. Например: «мы не можем брать незрячих людей, так как у нас нет помещения, где можно держать их собак-поводырей»".
"Необходимо менять подход"

Почему важно заниматься этой проблемой? Возросло количество молодых людей, которые стали обращаться за трудоустройством, часто высказывается желание стать самостоятельным и независимым, помочь своим родителям, заработать свои первые деньги. Причём возраст соискателей снизился (от 14 лет). Существует разное понимание и разный подход и запросы у соискателей и работодателей по отношению к трудовым обязанностям, к построению карьеры и выполнению трудовых обязательств. Необходимо менять подходы к современной молодёжи у работодателя, восстанавливать институт наставничества, работать с молодёжью, показывая последствия и результаты разных видов деятельности, разъясняя, что собой представляет рынок труда и какие там бывают «подводные камни». Также необходимо работать с вузами и ссузами, так как система трудоустройства, которая существует, не отвечает запросам молодых людей. Очень важно поддержать молодёжь из группы риска, находящихся в ТЖС, а некоторые вопросы с ЦА необходимо решать на законодательном уровне. Мир меняется, прогресс ускоряется, нужны новые инструменты и подходы.
Есть небольшая разница в цифрах по Москве и в регионах. Было приятно понимать, что есть много единомышленников, профессионалов, которые знают суть проблемы.
Отчёт будет полезен для всех, кто занимается вопросами трудоустройства молодёжи; в вузах и ссузах — для более успешного выстраивания работы со студентами; самим молодым людям — они не знают реальной ситуации на рынке труда; работодателям — так как к ним приходят молодые специалисты, но зачастую нет понимания, что с ними делать.
Юлия Дорожинская
Руководитель программы «Прокачай карьеру» отдела социальных проектов ГБУ «Моя карьера»
"Много стереотипов про взросление после совершеннолетия"

Реализуя программы и проекты в части профессиональных проб для подростков 14–18 лет, могу с уверенностью сказать, что пропасть между потребностями молодого поколения в части проектной и трудовой занятости, стажировок и профессиональных проб начинается с непринятия мнения детей из-за их возраста.

Эйджизм негативно сказывается и формирует дополнительные трудности для разных секторов, осознающих необходимость разработки системы раннего погружения молодёжи в профессиональную деятельность.

Попросту говоря, среднестатистический взрослый уверен, что подросток в 14 лет может познавать азы профессий только через рассказы, презентации, тесты и экскурсии, а вот стать даже на короткий срок самостоятельной единицей или сработать в команде взрослых — нет. Стереотип про взросление после совершеннолетия чётко зафиксирован в общественном сознании.

Такой подход рождает малоэффективные программы для подрастающего поколения, которые, в свою очередь, дают лишь общее представление о работе, а должны создавать безопасную, интересную практическую площадку для профессиональных проб и развития soft skills. Исследование очень ярко отражает, насколько высок запрос поколения на новые формы взаимодействия, и может стать хорошим фундаментом и отправной точкой для тех, кто готов выстраивать эффективную систему поддержки занятости молодёжи.
Юлия Касьянова
Директор АНО «Агентство социального развития»
"У молодёжи редставления о будущем пути обычно очень смутные"

Ребята в колледжах (речь идёт о выпускниках интернатных учреждений, которых определяют в колледжи, не слишком руководствуясь их интересами) обычно очень плохо учатся, за исключением одной-двух звёздочек на класс (с ними занимаются по отдельной программе).
Они практически не имеют представления о рынке труда, о существующих профессиях, за исключением самых распространённых, таких как водитель, слесарь, повар, мастер маникюра и т. п. Не имеют представления о конкуренции, необходимости активно что-то делать самостоятельно. Представления о работе у них самые примитивные, они не понимают, что в любой профессии можно многого добиться, если постараться. Они ждут, что учителя и в целом государство будут и дальше о них заботиться, содержать, устроят их на работу,
решат за них все вопросы.
Представления о будущем профессиональном пути обычно очень смутные, основное желание — чтобы их устроили на хорошую работу, опекали и платили им хорошую зарплату. Многие поэтому хотят пойти на госслужбу (особенно в маленьких городах), в силовые структуры — полицию, МЧС и т. п. Хотят стабильности и ожидают этой стабильности от государства. На своём месте работы они ждут, что ими будут руководить, помогать, решать за них сложные вопросы — мало кто думает о самостоятельной деятельности.
У них, как правило, очень низкая самооценка, они не уверены в себе. Когда они проходят нашу программу и понимают, что сами могут что-то сделать и у них получается, обычно происходит перелом в сознании, они очень вдохновляются и готовы сами поработать и добиться результатов».
Евгения Алексеева
Директор фонда социального развития и охраны здоровья «Фокус-Медиа»
Елена Шамраева, директор социального проекта EverlanD
«Главное — ввести человека в рынок труда на обычных, честных условиях»

Первый ключ. Актуальность навыков и готовность к изменениям
Раньше для устройства на работу требовался узкий набор умений. Достаточно было, например, писать пресс-релизы и рассылать их в СМИ. Такова была работа специалиста по связям с общественностью. Сегодня нужно делать email-рассылки, проводить мероприятия, готовить контент для журналистов, контролировать подрядчиков, организовывать фотосессии. Миновали времена, когда с первого места работы люди уходили на пенсию. Чтобы быть востребованными на рынке труда, мы должны прирастать полезностями. При этом появляются новые профессии, мы можем работать удалённо и гибко. Важно не замедляться в развитии и искать новые ниши.

Это касается и людей из социально незащищённых категорий, но запрос с их стороны звучит по-другому. Люди говорят: «Я человек с инвалидностью (мама-одиночка с тремя детьми, выпускник сиротского учреждения), и мне нужна работа». Это означает не «я ищу работу», а «мне нужны деньги». Но с точки зрения рынка труда хорош запрос: «Я специалист по маркетингу (дизайну, столярному делу), умею делать некий набор вещей, могу соответствовать такой-то должности». И ответственность за ревизию знаний и навыков лежит не на работодателе, а на соискателе. Если человек хочет получить работу, он должен постараться получить недостающие навыки. Дискуссию нужно уводить от обсуждения обстоятельств, в которые попали сироты и люди с инвалидностью, в сторону того, как мы можем изменить их отношение к работе.

Второй ключ. Правильно доставить знания
Сегодня любой человек, оказавшийся в сложной ситуации, может обучаться бесплатно или со значительной скидкой. Можно учиться параллельно с работой, удалённо. Но среди людей из сложных социальных категорий эти инструменты не дают устойчивых результатов. В Everland были случаи, когда разработчики солидных учебных программ давали возможность людям с инвалидностью бесплатно пройти курсы стоимостью 400 тысяч рублей, но некоторые даже не завершали регистрацию или бросали всё на полпути к финалу обучения.

Нам кажется — что может быть проще? Бери и учись. Но есть такое явление — выученная беспомощность. Со временем она может превращаться в иждивенчество и паразитирование. Именно поэтому некоторые методы не работают. В частности, не даёт результата бесплатное образование. У человека не возникает чувства ответственности, ценности. Ещё один неэффективный инструмент — длительные обучающие курсы для людей, у которых отсутствует умение работать. Если человек не привык сосредоточенно двигаться к цели, в процессе обучения размывается мотивация. Сначала нужно сформировать спрос за знания — дать удочку и позволить поймать маленькую рыбку, то есть заработать первые деньги. Так сформируется желание выловить рыбу больше — знать больше, и ответственность будет выше. Также не дают эффекта поверхностные курсы и отдельные лекции. Человек может, например, позаниматься с профессиональным радиоведущим и начать искать работу радиоведущего, научиться писать простые тексты и принять решение быть журналистом. Но нельзя стать журналистом с бухты-барахты.

В Everland мы, сами того не планируя, создали алгоритм решения проблемы. Мы организовали процесс погружения соискателя, выработали методологию введения в профессию, чтобы решить проблему паразитирования. Главная цель — сделать так, чтобы человек быстро начал зарабатывать. Мы обнаружили, что хороший эффект дают очень короткие программы, направленные на овладение конкретным навыком. Например, человек в течение месяца учится делать короткие презентации и тут же получает первые заказы. Он нарабатывает опыт и зарабатывает деньги. В течение 3–4 месяцев он восстанавливает и нарабатывает рабочие навыки и сам формирует запрос на дальнейшее развитие.

Проблему может решить социальный бизнес
В сегменте трудоустройства людей в сложных ситуациях все хотят лёгких решений: работодатели, соискатели и государство. Но никто не стремится брать на себя ответственность. Работодатель не хочет восполнять нехватку навыков у соискателей, потому что это дорого. Соискатели «поломаны» и не видят в этом необходимости. Государство не знает, чего хочет работодатель. Социальный сектор больше настроен «жалеть».

Мне кажется, что решение лежит в области социального предпринимательства. Проекты, нацеленные на решение проблемы трудоустройства, находят ключ к своей аудитории соискателей. Они вынуждены «втаскивать» работников в рынок и не могут позволить себе жалеть. Им жизненно важно быть эффективными. Инструменты социальных предпринимателей отличаются гибкостью. Такие проекты могут быть и становятся базой для «починки» людей в сложных жизненных ситуациях.

Например, «Бабушка на час» и Cocco bello решают проблему занятости пожилых людей или территорий. Everland, «Наивно? Очень», «Авоська дарит надежду» или «Работа i» встраивают людей с разными видами инвалидности и сирот в рынок труда. «Мама работает» помогает найти ниши для женщин с детьми. Но без внешней помощи, один на один со сложнейшей проблемой, социальный бизнес задачу решить не сможет. Крупные работодатели и государство могут помочь в расширении спроса на продукты и услуги, в тиражировании социальных предприятий, масштабирования, организации франшиз.

Социальному предпринимательству в нашей стране всего около пяти лет, но за это время налажена устойчивая работа. Проекты меняют общественное мнение, поскольку это условие их выживания. Было бы замечательно, если бы крупный бизнес и государство не выступали исключительно потребителями социальных изменений. Важно не просто предоставлять список вакансий и ждать, что кандидаты будут найдены. Нужно понимать, что «починка» людей, оказавшихся в сложной ситуации, стоит дорого и занимает длительное время. В этом много глубокого смысла, это хорошо для экономики, но требует больших затрат, вдумчивой работы. Нужно докопаться до сути, а не искать лёгких решений. Если бы эти решения работали, то проблема уже давно не была бы такой острой.

Помощь социальному предпринимательству выгодна всем. Наше общество получит миллионы экономически активных, интегрированных в обычную жизнь, защищённых граждан. На примере многих социальных проектов мы видим: люди с инвалидностью начинают зарабатывать, становятся кормильцами в семье, платят налоги, обустраивают жизнь, ездят в отпуск, улучшают жилищные условия. Если не делать эту работу, то каждый из нас, получив инвалидность или столкнувшись с серьёзными трудностями, окажется в очень сложной ситуации.
Лилия шакирова,
менеджер по многообразию и инклюзии Ingka Russia (бренд IKEA)
«Очень важно поддержать молодёжь»
«ИКЕА — компания, созданная людьми для людей. В основе нашей культуры лежат общечеловеческие ценности и равноправие. Здесь каждый может быть самим собой и своей уникальностью вносить вклад в развитие бизнеса. Наш опыт и многочисленные исследования показывают, что при наличии равных возможностей независимо от жизненной ситуации человека выигрывают абсолютно все. В России мы выбрали адаптацию и трудоустройство людей с инвалидностью как одно из приоритетных направлений в работе по созданию многообразной и инклюзивной среды.

Набирая людей, мы продумываем, как внедрить их в команду, какое на рабочем месте необходимо специальное оборудование. Мы уделили большое внимание работе с лидерами и сотрудниками по преодолению предрассудков и предубеждений, этике общения и особенностям трудоустройства людей с инвалидностью. Менеджеры порой опасаются, что продуктивность у сотрудника с инвалидностью будет низкой. Но увидев, как работают участники чемпионата «Абилимпикс» или конкурса «Путь к карьере», они меняют своё мнение. Когда сотрудники видят, что у коллеги в команде работает человек с инвалидностью и продуктивность не упала, опасения уходят.

Когда мы столкнулись с тем, что кандидаты не имеют представления о работе в ретейле, стали устраивать ознакомительные экскурсии. Большинство позиций предполагают многофункциональность, что приводит к ограничениям в трудоустройстве, например с точки зрения охраны труда. Именно поэтому мы готовы пересматривать должностные обязанности на некоторых позициях и программу вводного обучения. Такой подход хорош ещё и тем, что позволяет новому сотруднику без стресса осваивать работу. У каждого есть индивидуальный план развития и обучения.

Однако у медали есть и обратная сторона. Иногда к людям с инвалидностью предъявляют более мягкие требования, жалеют их и не дают конструктивную обратную связь. Например, один наш сотрудник с инвалидностью первое время постоянно опаздывал. Поначалу менеджер не знал, как корректно сказать ему об этом. Мы объяснили сотруднику, что его действия приводят к возникновению очередей. Человек осознал последствия. Сейчас он работает у нас уже полтора года и берёт на себя всё новые обязанности. Если мы предъявляем к человеку с инвалидностью особые требования или относимся с жалостью — это тоже проявление дискриминации. Мы даём людям равные возможности, но и требуем отдачи. Мы хотим, чтобы каждый сотрудник гордился тем, что работает в ИКЕА, и имел возможность быть самим собой и развиваться вместе с компанией».
Кто помогает молодёжи с трудоустройством
Профориентацией и поддержкой в трудоустройстве молодёжи занимаются образовательные учреждения, центры занятости и некоммерческие организации.
  • В России не менее 90 некоммерческих организаций занимаются обучением, профориентацией или трудоустройством молодёжи.
  • НКО работают в большинстве регионов страны (более 60). Треть из них реализуют программы сразу в нескольких регионах.
  • Больше всего профильных НКО функционирует в столицах. Около четверти организаций работают в Москве и регионах. При этом только в Москве не менее 14 организаций, а в Санкт-Петербурге не менее 9.
  • Больше всего НКО занимаются проектами для молодых людей из детских домов и интернатных учреждений.
  • Молодым людям с ограниченными возможностями здоровья помогают чуть меньше организаций (40).
Михаил Кривонос, соучредитель центра «Работа-Ай» и руководитель проекта «ВсЁ получится!»
«Самые эффективные меры поддержки развиваются в столицах»
«Инфраструктура поддержки делится на очную (офлайн) и дистанционную (онлайн). И если говорить про очную, важно отметить, что она может и должна сильно зависеть от экономических возможностей региона, в котором находятся ребята.
В столицах очная инфраструктура, во-первых, более развитая, во-вторых, спрос на неё меньше, потому что в целом ситуация довольно благополучная с точки зрения рынка труда. То есть и предложений поддержки от некоммерческих организаций и государственных организаций больше, и потенциальный спрос на душу населения меньше, потому что рынок труда очень благополучный.
В целом, что касается поддержки молодых людей со сниженными стартовыми возможностями на рынке труда, есть три модели поддержки.
Первая модель — когда прокачиваются и поддерживаются сами соискатели (благополучатели).
Вторая модель — когда идёт работа с работодателями: тренинги для работодателей по поводу того, как им взаимодействовать с ребятами.
Третья модель — это сопровождаемое трудоустройство, модель, в которой для ребят создаются предпосылки внутри компаний непосредственно на конкретном рабочем месте. То есть специально для них находятся наставники, вакансии, идёт подготовка и сопровождение одновременно и ребят, и компаний. Это то, чем занимаемся мы и ещё некоторые НКО.
В крупных городах мероприятий первого типа, направленных на ребят, относительно много, хотя они могут быть разного качества. Мероприятий второго типа, направленных на работодателей, не очень много, но по ним нет однозначной доказательной базы, что они эффективны. Что касается самых эффективных мер поддержки, мероприятий третьего типа, они развиваются в основном в столицах. Таких мероприятий гораздо меньше в регионах, хотя, например, есть «Квартал Луи» в Пензе.
Если брать дистанционную инфраструктуру поддержки, нужно отметить, что есть разные профориентационные проекты для молодых людей, но эти активности относятся к первой модели.
Как правило, сами компании в этом процессе напрямую не задействованы. Единственное известное нам исключение — проект Everland».
Бизнес о трудоустройстве людей из уязвимых групп
«Компания «Новартис» считает равноправие фундаментальным правом каждого человека и основой будущего. Мы хотим быть инициаторами позитивных перемен в обществе и на практике менять предрассудки в отношении трудоустройства людей с инвалидностью.
Стереотипы проявляются с обеих сторон — и компании-нанимателя, и соискателей.
Люди с инвалидностью не всегда знают, как составлять резюме и проходить интервью. А нам как компании-нанимателю пришлось изменить тактику отбора и не всегда опираться на резюме. Теперь мы проводим собеседования со всеми кандидатами, которые откликнулись, и подбираем работу, учитывая в том числе индивидуальные качества и готовность учиться на рабочем месте.
Трансформация возможна через открытый диалог с бизнес-сообществом и в партнёрстве с общественными организациями. В этом направлении мы и планируем работать».
Елена Данилова
Партнёр проектов в области персонала и социальной ответственности, компания «Новартис»
«Мы не делим сотрудников на обычных и особенных, не боимся брать людей с инвалидностью, потому что работают они очень хорошо. У компании есть постоянная потребность в новых кадрах, поэтому мы рассматриваем все кандидатуры. Отбираем на основании внутренней компетенции, а не из жалости. Правда, есть особый подход в плане обучения. Если стажировка обычных сотрудников составляет 8 смен, то люди с инвалидностью учатся столько, сколько им необходимо.
Стереотипы встречаются до сих пор, как и страх столкнуться с новым, обидеть, ошибиться. Часто директора ресторанов признаются, что просто не знают, как работать с человеком с инвалидностью. Мы стараемся сделать процесс работы максимально удобным для всех. В одном из наших московских ресторанов работает на первой линии глухонемая девушка. Ей мы сделали футболку с надписью «Я не слышу ваш голос, но вижу вашу улыбку».
Такой подход «прокачивает» эмоциональный интеллект сотрудников, потому что процесс идёт не по привычным рельсам, требуется больше инструментов для налаживания работы.
Конечно, все команды разные. Я не верю в чудотворное сплачивание коллектива после появления человека с особенностями. Но верю в то, что люди могут брать пример — смотреть на лидера и вырабатывать новый стиль поведения, брать на себя ответственность и не бояться сталкиваться с неизведанным».
Мария Обухова
Специалист по подбору персонала AmRest, бренд KFC
«Бизнес — суть нашей работы, но заниматься лишь этим делом для нас мало. Мы определили для себя пять направлений в области социальной ответственности. Одно из них — сопровождаемое трудоустройство людей с особенностями здоровья в партнёрстве с центром «Работа-i». Наша компания стала площадкой, где ребята могут пройти первое в своей жизни интервью с HR, составить резюме, получить опыт в магазинах, а после остаться работать или самостоятельно выйти на рынок труда. Наша цель — подготовить их к жизни, помочь получить бесценный опыт. Мы стараемся быть хорошими наставниками. Партнёры из «Работа-i» буквально водят за руку и нас, и ребят. Мы много общаемся, делимся мыслями, ищем совета и всегда получаем профессиональную поддержку.
Сопровождаемое трудоустройство сплачивает команду и улучшает отношения. В начале пути, когда опыта было немного, наши сотрудники не до конца понимали, как строить работу с ребятами, как найти к ним ключик. Без советов специалистов компании «Работа-i» мы бы не справились. Синергия приводит к тому, что ребята со временем раскрываются, многому учатся, становятся самостоятельными. Отличную школу жизни получает и наставник. Победы ребят — это и победы учителя. Пусть порой они небольшие, но для всей команды это прорывы. Коллеги признаются, что работа с ребятами развивает их личностно и учит терпению, позволяет по-другому посмотреть на жизнь.
Как и в любом деле, здесь самое трудное — начать. Погружение в работу и формирование доверия — вещи важные и сложные. Вместе с партнёрами мы будем масштабировать программу сопровождаемого трудоустройства в регионах. Коллеги из других городов читают новости о программе и хотят тоже внести свой вклад».
Полина Бакшаева
Директор по персоналу и организационному развитию Melon Fashion Group (бренд Zarina)
Какие НКО помогают молодым людям в трудоустройстве
Фонд «Вклад в будущее» создан Сбербанком в 2015 году. Основные проекты фонда связаны с российским образованием и развитием инклюзивной среды.
В рамках направления «Современное образование» фонд инициирует и поддерживает проекты, способствующие формированию у детей навыков XXI века и новой грамотности.
Сайт
Компания KFC Россия учредила собственный благотворительный фонд в 2015 году. Основная миссия организации — открыть горизонты для подрастающего поколения, помочь молодёжи успешно начать взрослую жизнь.
Сайт
Центр по трудоустройству выпускников детских домов и молодых людей с ограниченными возможностями.

Сайт
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам-сиротам, детям из приёмных и кризисных семей из 14 регионов России сделать осознанный выбор профессии, выстроить план личного и профессионального развития при поддержке наставников, получить первый успешный опыт работы.


Сайт
Pегиональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» создана в 1997 г. Сегодня это одна из ведущих организаций, отстаивающих права людей с инвалидностью в России.
Сайт
АНО «Пространство равных возможностей» — некоммерческая организация, которая создана учредителями Everland для систематизации, развития и реализации социальных программ проекта

Сайт
Фонд «Фокус-Медиа»
Фонд «Фокус-Медиа» работает в сфере сохранения здоровья населения и развития гражданских инициатив с 1996 г. Миссия фонда — активизация и развитие сообществ во имя сохранения здоровья и улучшения жизни людей.

Сайт
Детские деревни SOS — крупнейшая благотворительная организация в помощь детям-сиротам и детям из неблагополучных семей.
Фонд «Лучшие друзья»
Фонд поддержки лиц с интеллектуальными нарушениями «Лучшие друзья» помогает людям с нарушениями развития и интеллекта познакомиться и подружиться со сверстниками без инвалидности, устроиться на достойную работу, начать самостоятельную жизнь. Совместными усилиями все участники программ фонда «Лучшие друзья» создают инклюзивное общество, основанное на дружбе.
Карта НКО
На карте представлены некоммерческие организации, которые помогают молодым людям с инвалидностью, из числа сирот и других групп с низкими стартовыми возможностями.
Мы нашли 97 некоммерческих организаций, которые занимаются обучением, профориентацией или трудоустройством молодёжи с низкими стратовыми возможностями в России. Однако думаем, что это далеко не полный список таких организаций — на местах ещё много небольших групп, инициатив, которые, скорее всего, не попали в поле нашего зрения. Больше всего профильных НКО функционируют в столицах. Треть из них реализуют программы и проекты сразу в нескольких регионах. Поэтому, согласно нашим оценкам, не менее чем в 65 регионах сейчас есть проекты или программы, связанные с развитием потенциала и помощью в трудоустройстве молодёжи с низкими стартовыми возможностями.


Какие программы для молодёжи актуальны
Для всех групп молодёжи характерен ряд проблем при выходе на рынок труда. Для помощи в реализации их потенциала могут быть актуальны следующие виды программ:
    • создание дополнительных форматов и возможностей для получения опыта

    75% молодых людей считают, что отсутствие опыта работы является одним из основных препятствий при поиске первой постоянной работы.

    Примеры:

    АНО «Центр социальной и правовой помощи детям «Старт в будущее»

    Проект «Профессиональные пробы и стажировки» помогает детям, оставшимся без попечения родителей и оказавшимся в сложной жизненной ситуации, сориентироваться в выборе профессии, на практике освоить отдельные трудовые функции, выбрать направление профессионального обучения и развития с учётом своих интересов и запроса рынка труда.

    БФ «Рауль»

    Сопровождаемое трудоустройство Центра «Работа-i» — это возможность трудоустройства в российские и международные компании, тренинги, семинары и практические занятия по поиску работы.

    • менторство, наставничество, коучинг

    Одна из главных ценностей на постоянном месте работы — возможность обрести наставника. В ответах на вопрос, чего молодые люди хотели бы достичь в работе, карьере в целом, на первом месте — именно потребность в наставнике. Поэтому кураторская и менторская поддержка по построению схемы обучения и развития карьеры будет востребована.

    Примеры:

    Фонд поддержки семьи и детей «Хранители детства»

    Программа корпоративного наставничества: помощь воспитанникам и выпускникам детских домов от 14 лет до 21 года при поиске работы и первых карьерных шагах при поддержке корпоративных наставников из известных российских и международных компаний.

    АНО «Центр социальных инициатив «Русский дом»

    Программа комплексной адаптации человека на рабочем месте: включает в себя поддержку и наставничество на первом рабочем месте.


    • программы развития молодёжного и социального предпринимательства

    Большинство молодых людей (72%) хотели бы открыть своё дело, но пока всего 10% реализовывают это желание.

    Примеры:

    Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ

    Бизнес-инкубатор даёт возможность активным людям научиться наиболее совершенным методам построения бизнеса. Участники получают доступ к новым ресурсам, принимают участие в ориентированных на потребности предпринимателей мероприятиях, становятся частью сообщества единомышленников. Бизнес-инкубатор поддерживает инновационные стартапы в любых отраслях.


    • профориентация: программы о современном рынке труда, профессиях будущего

    Многие молодые люди не могут выбрать направление своего обучения или определиться с будущей карьерой, так как в большинстве учебных заведений используют устаревшую информацию и устаревшие техники профориентации. Только 39% молодёжи отвечают, что проходили какое-либо обучение по построению карьеры.

    Примеры:

    БФ «Открывая горизонты»

    Программа профессиональной ориентации и развития навыков «Поколение ВЫБОР». Программа состоит из тренингов, игр, встреч с представителями профессий из разных областей и экскурсий на предприятия.


  • программы по обучению базовым принципам построения карьеры и выхода на рынок труда
    Только 20% молодых людей проходили тесты или тренинги по профориентации, 13% проходили обучение по подготовке резюме, 12% — по развитию надпрофессиональных навыков (навыки коммуникации, презентации, взаимодействия с другими специалистами) и 11% — по работе в команде и управлению проектами.

    Примеры:

    Фонд социального развития и охраны здоровья «Фокус-Медиа»

    Интернет-платформа «Моя карьера» с обучающими курсами и информацией о профессиях. Курсы по навыкам коммуникации, самопрезентации во время собеседования, планирования времени и составления резюме.


Для уязвимых групп молодых людей характерны и другие проблемы, поэтому для них актуальны специальные программы: для воспитанников и выпускников интернатных учреждений, для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, для молодых людей из небольших городов и студентов средних профессиональных учреждений.

Исследование
Исследование БФ «КАФ» при поддержке AO КБ «Ситибанк» (Citi Foundation) о барьерах молодых людей с низкими стартовыми возможностями на рынке труда.
В исследовании проанализирован опыт трудоустройства молодёжи в возрасте от 14 до 25 лет. В отдельную категорию выделены молодые люди с низкими стартовыми возможностями, а именно:

  • выпускники учреждений для детей-сирот;
  • молодые люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с инвалидностью;
  • молодые люди из малообеспеченных семей и городов с населением до 1 млн человек.
Методология исследования включала в себя несколько способов сбора и анализа данных: экспертные интервью, онлайн-фокус-группы с молодыми людьми, опрос молодёжи об опыте трудоустройства, форсайт «Будущее молодых людей на рынке труда», бенчмарк программ НКО в сфере поддержки молодых людей на рынке труда.

В итоговом отчёте представлены результаты исследования о представлениях молодых людей о рынке труда, ожиданиях от разных типов работы (первая, постоянная, временная — подработки), барьерах трудоустройства молодёжи, связанных с учёбой, отношениями с работодателями, состоянии инфраструктуры поддержки молодёжи, а также рекомендации по перспективным программам поддержки молодёжи с низкими стартовыми возможностями.

Герои
Четыре истории о том, как найти работу вопреки всем обстоятельствам
Евгений Сотов
23 года, сотрудник «ИКЕА — Санкт-Петербург»
Читать
22 года, сотрудница компании Novartis
Читать
23 года, сотрудник компании Baccardi
Читать
Дима — один из участников программ фонда «Хранители детства», сотрудник компании «ИКЕА»


Читать
«Главное — желание работать»
История Евгения Сотова
Я родился в Петербурге. Когда мне было три года, маму лишили родительских прав, и я оказался в детском доме. Ещё через три года мне повезло — у меня появилась приёмная семья. Переехал в деревню под Лугой, учился в школе, помогал по хозяйству. В пятнадцать лет у меня появилось желание найти родную семью — маму, бабушку, тетю. В итоге я всех нашёл. Папина сестра предложила мне переехать к ней, и я согласился. Так я снова оказался в Петербурге.

Я поступил в лицей и решил стать обувщиком. Научился ремонтировать обувь, но найти работу по специальности не удавалось. Я узнавал, спрашивал, но везде получал отказы. Думаю, первая причина — здоровье. Я немножко хромаю, и некоторых, наверное, это пугает. Вторая причина — везде нужен опыт, а я ещё ничего толком не умел.

Вообще я люблю трудиться. Дома сидеть не интересно, важно чем-нибудь себя занимать. Но сколько ни искал, удавалось найти только временную работу. И вот в социальном общежитии я познакомился с наставником, который посоветовал обратиться в центр по трудоустройству «Работа-i». Там мне предложили сначала стать помощником на складе в одном из магазинов сети Zarina. Прошёл собеседование с директором магазина и получил свою первую постоянную работу. Сначала коллеги подсказывали мне, что делать, потом стал работать самостоятельно. От меня требовалось разбирать поставки одежды, вешать товар на вешалки и распределять по залу. Три дня в неделю работал в магазине, в остальные дни доучивался в школе и в лицее.




Пару лет назад наставник из «Работы-i» предложил мне перейти в компанию IKEA. На новом месте мне пообещали более высокую зарплату и карьерный рост. Поначалу уходить с прежней работы я не хотел. Казалось, что работа в магазине одежды интереснее. Но в итоге я всё же решил перейти в IKEA и сейчас работаю там на двух позициях: занимаюсь уборкой столиков в зале ресторана и выкладываю товар на линии раздачи. Мне очень нравится коллектив. Я чувствую, люди понимают меня. Все готовы помочь, пойти навстречу. Для меня это очень ценно.

Но есть важная вещь, которая меня не очень устраивает: это график работы. Я закончил учёбу и теперь готов брать больше рабочих смен. Но из-за реконструкции магазина, которая затрагивает и территорию ресторана, увеличить количество моих рабочих часов пока не удаётся.

Я пытаюсь найти вторую работу, езжу по собеседованиям, общаюсь с людьми. Но не каждая компания хочет брать сотрудника на полставки. Некоторых смущает моё здоровье и походка. Из IKEA мне уходить не хочется. Здесь знакомый коллектив, хоть пока и нет возможности работать и получать больше.

Чтобы не терять навыки, полученные в лицее, я решил сделать дома небольшую обувную мастерскую. Купил материалы, швейную машинку. Стал брать заказы, сначала по мелочи — набойки, мелкий ремонт, потом более серьёзную работу. Совсем недавно появился у меня новый интерес — портняжное дело. Ремонтирую сумки, восстанавливаю одежду. Заказы по знакомым нахожу. Главное — желание.
«На работу меня взяли из жалости»
Диана Насретдинова
Когда мне было пять лет, семья переехала из родной Башкирии в Крым. В возрасте 7 лет я серьёзно заболела. Появилась постоянная усталость и боль в спине, я не могла ходить. В пятом классе началось обострение заболевания, а уже в 8 классе меня перевели на домашнее обучение.
Когда я окончила школу и поступила в педагогический университет на вокальное отделение, состояние стало хуже. У меня не было опыта постоянного общения со сверстниками в школе, и влиться в студенческий коллектив было очень трудно. Из-за частого недомогания мне приходилось постоянно отпрашиваться. И чем больше я болела, тем меньше общалась с однокурсниками. Часто слышала: «Можешь вообще не ходить на пары. Всё равно тебе постоянно плохо». Таких случаев в моей жизни и позже было довольно много. Когда я рассказывала о том, что плохо себя чувствую и быстро утомляюсь, в ответ слышала недовольные замечания: «Да ты постоянно плохо себя чувствуешь». Однажды на подобные слова преподавателя я ответила, что неспроста у меня есть инвалидность. К моему удивлению, педагог попыталась перевести нашу стычку в шутку. В последнее время меня это уже не задевает, но как бы я ни пыталась игнорировать неприятные эпизоды, они всё равно случаются.
Особенно запомнился один случай. Я готовилась к выступлению на вокальном отделении. И вдруг организатор предложил мне надеть маску. Я спросила: «Разве со мной что-то не так?» В семье никто не обращал внимания на мои особенности. И тут слышу от преподавателя, что люди не готовы видеть на сцене таких, как я. После этого в течение пары лет мне сложно было выступать, но в итоге я вернулась на сцену.

Теперь мне намного легче выходить на сцену и выступать перед публикой. Несмотря на сложности и пропуски, в университете училась я хорошо. Ещё в студенческие годы начала работать на телеканале АТР. Когда вступила в сообщество инвалидов Крыма «Кимерия», мне помогли перебраться в Москву и поступить на журналистику.
После поступления на журфак я устроилась на работу в одно из московских издательств. Директор был заинтересован в том, чтобы я работала, но практически сразу между нами возникли трения. Изначально мне обещали повышение зарплаты. Однако время шло, но она оставалась прежней. Платить «белую» зарплату мне не хотели. Вскоре я узнала, что на работу меня взяли из жалости, хотя мой опыт и знания показывают, что это не так. Я открыто высказывала свои претензии по работе, но люди почему-то удивлялись, как это я могу высказывать своё мнение. На мои претензии отвечали: «Ты вообще молчи. Мы взяли тебя из жалости. Не нравится — уходи, но не факт, что где-то ещё устроишься».
Из издательства я в результате уволилась. Обиды в душе не осталось. Просто я сделала выводы о стереотипах и отношении к людям с инвалидностью. Полгода назад я решила поискать работу через РООИ «Перспектива» и вскоре получила предложение от компании Novartis. Честно говоря, в детстве я мечтала стать ветеринаром, потом хотела учиться в медицинском, но помешали проблемы со здоровьем. В фармацевтической компании я почувствовала себя как рыба в воде, хотя коллеги предупреждали: «Ты будешь много слышать о заболеваниях. Не пугайся». Хотя слышать о заболеваниях для меня привычное дело, я же большую часть своей жизни провела в больнице.
Из-за стереотипов многие работодатели не пытаются учитывать нюансы, которые затрагивают людей с инвалидностью. Компания Novartis, наоборот, учитывает возможности всех своих сотрудников независимо от их особенностей. Например, из-за моих проблем со спиной я долго не могу сидеть за рабочим столом, но у нас в офисах есть возможность поработать в переговорной, сидя на пуфике. Сотрудники охраны труда предоставляют специальное кресло, а также подушку и дополнительные мониторы. Раз в неделю у каждого сотрудника есть возможность работать из дома. Благодаря правильному распределению обязанностей все задачи согласовываются с моим непосредственным руководителем. Такой подход даёт возможность руководителю контролировать нагрузку и регулировать её в зависимости от моего самочувствия.
Сейчас я зарабатываю намного больше, чем люди, которые когда-то не верили в меня. Но сегодня я работаю в крупной международной компании, живу в Москве, снимаю квартиру и собираюсь замуж за прекрасного человека, который любит меня такой, какая я есть. В моих планах — двигаться дальше по карьерной лестнице и со временем занять руководящую должность. Я чувствую, что я смогу. Мне кажется, что уже сейчас я достигла даже большего, чем планировала. Ведь я давно считаю, что барьеры только у нас в голове и только мы сможем их разрушить.
«Мне говорили: "Не надейся ни на что"»
История Кирилла Ткачёва
«Я начал работать, ещё учась в школе в Кемерово. Нужно было помогать маме, которая в одиночку воспитывала нас с младшим братом. До 17 лет удавалось найти только летнюю временную работу. После окончания школы для поступления на бюджетное отделение в вуз у меня не хватило баллов, и я пошёл учеником токаря на механический завод. Потом работал штукатуром в ЖКУ, затем — консультантом и мерчандайзером в розничной сети.

В 2012 году жизнь круто изменилась. В подъезде меня столкнули с лестницы. С травмой позвоночника я оказался в больнице. Поначалу просто не хотелось жить. Приходилось всё время проводить в лежачем положении. Врачи говорили, что я никогда не буду ходить.
Самое сложное для меня было ощущать эмоциональное состояние лежащих рядом людей, которые говорили мне: «Не надейся ни на что». Я всегда отвечал им, что смогу, что у меня получится. Вернуться к активной жизни помогли друзья, не бросили меня. Они не оставляли меня в покое, всё время говорили: «Давай вставай!»
В 2014 году я лечился в реабилитационном центре в Новокузнецке. Из колледжа, расположенного по соседству, к нам приходила педагог и зазывала учиться. Я к тому времени уже попытался работать удалённо, но ничего не вышло. И тогда я решил пойти учиться — поступил на отделение операционной деятельности и логистики. По жизни я себя всегда считал оптимистом и даже в плохой ситуации находил плюсы и цеплялся за любые возможности. Я видел, что ребята-инвалиды после занятий просто сидят дома и никуда не выходят. Они привыкли к домашней опеке и очень тяжело социализируются. Я взял инициативу в свои руки: стал ездить по боулингам, кинотеатрам и театрам, просить билеты. И ребята начали понемногу раскрываться. Примерно раз в месяц мы посещали какое-нибудь мероприятие. Это принесло мне большое удовлетворение.

Через два года колледж я окончил с отличием, но найти работу в Кемерове так и не смог. Единственные вакансии, которые мне удалось обнаружить — упаковщик хлеба и сборщик металлических дверей. Тогда я стал думать о дальнейшей учебе, искать вузы, в которых есть доступная среда, и нашёл Московский государственный гуманитарно-экономический университет. Уезжать из родного города было страшно. Поддержала меня мама. Она сказала: «Ты просто попробуй. Не получится — ничего страшного, вернёшься».
Уезжать из родного города было страшно. Поддержала меня мама. Она сказала: «Ты просто попробуй. Не получится — ничего страшного, вернёшься».
Три года назад я поступил в университет и переехал в Москву. И продолжил волонтёрить: участвовал в проектах РООИ «Перспектива» и фонда «Друзья». Я участвовал в организации восьми ярмарок вакансий и в результате именно благодаря волонтёрству сам нашёл работу.
Первые несколько собеседований не принесли успеха, и каждый раз я думал: «Значит, пока не время». И вдруг наткнулся на вакансию административного помощника. Когда перезвонил, оказалось, что сотрудника ищет компания Baccardi. Я приехал на собеседование и обнаружил, что во всём офисе — ни ступеньки, везде доступная среда. Я успешно прошёл испытания и устроился на полставки в отдел розничной торговли. Контролирую доставку в торговые точки сопровождающих материалов. Рабочее место по моей просьбе оборудовали максимально удобно. График работы на месяц вперёд я подбираю себе сам таким образом, чтобы не пропускать учёбу.

Сейчас работа и учёба не позволяют мне заниматься волонтёрством. Но в будущем я хочу организовать НКО в родном Кемерове. Не буду изобретать велосипед, воспользуюсь накопленными знаниями. Я ценю опыт, который получил, работая волонтёром в Москве. Приобрёл огромное количество новых связей. В моём городе необходима доступная среда. Пока в парках даже нет туалетов для инвалидов. Я планирую развивать инклюзию — ездить по школам, рассказывать здоровым детям о детях-инвалидах, учить их правильно общаться с особыми людьми. Хочу также заниматься сопровождаемым трудоустройством. Но начать нужно с доступной среды. Ведь пока инвалиды просто не могут выйти из дома. Обидно за людей, которые не развиваются. Если удастся запустить такой проект, я буду очень доволен собой».
«Каждый день с радостью бегу на работу»
История Димы
Дима — один из тех участников программ фонда «Хранители детства», кто решительно движется к своей цели, используя любые возможности. И добивается успеха!

Летом 2018 года Дима, будущий логист и студент 3-го курса Экономико-технологического колледжа, вышел на первую стажировку в департамент логистики компании «Леново», где учился основам специальности — рассчитывать стоимость доставки грузов.

«Я научился делать всё быстро, без ошибок и осознанно. Освоил офисные программы, стал с компьютером на «ты». Только вот я не знал английского, и было сложно выполнять некоторые задания», — рассказывает юноша.

Поняв, где нужно себя «прокачать», с сентября Дима записался на курсы и сейчас уже владеет не только разговорной речью, но и профессиональной терминологией логиста.

Зимой 2018 года Дима по договорённости с фондом поработал менеджером по документообороту в компании «Форпост-оценка». «Я составлял маршрутные листы с учётом рационального времени в пути и занимался доставкой документов. Да, курьерская работа тоже входила в мои обязанности. Но и этот опыт важен для моей будущей работы», — объясняет Дима.

Затем во время подготовки дипломной работы у юноши появилось два свободных месяца. И это время он не терял даром — Дима вышел на работу в компанию «Бургер Кинг», ведь у юноши была цель: оплатить занятия по английскому уровня Intermediate.

Весной Дима с отличием защитил диплом. При этом он принимал постоянное участие в волонтёрских акциях Фонда «Хранители детства», где рука об руку с такими же подростками, как он, и сотрудниками компаний чистил лес от мусора, участвовал в конкурсах и рассказывал юным участникам программ о том, как здорово работать и уже к окончанию колледжа иметь профессиональный багаж.

В июне 2019 года при поддержке специалистов Фонда «Хранители детства» Дима получил приглашение на собеседование в отдел логистики компании «ИКЕА». Дима с успехом прошёл испытание и получил временную работу в качестве работника склада. Руководство компании оценило лидерские качества юноши, его стремление к росту, упорство и труд и вскоре предложило юноше постоянную работу. Теперь Дима — старший группы в отделе логистики, и у него в подчинении уже три сотрудника.

«Каждый день я с радостью бегу на работу — в классную компанию, в классную команду. Мне нравится моя работа. С гордостью рассказываю друзьям, что все мои стажировки помогли мне приобрести неоспоримые преимущества перед кандидатами, которые так же, как и я, только окончили колледж, но у них нет опыта работы. Да, я два года стажировался на стартовых позициях, но теперь у меня есть практические знания, на которые я могу наращивать опыт и навыки и стать квалифицированным специалистом в будущем».

Над проектом работали
Тексты: Анастасия Жохова, Ольга Максимова, Юлия Ходорова
Исследование: Ольга Максимова, Юлия Ходорова
Фото: Александра Сторожук, Depositphotos
Партнёры проекта
  • Благотворительный фонд развития филантропии «КАФ»

    Благотворительный фонд развития филантропии «КАФ» — одна из старейших благотворительных организаций, работающих в России. Это признанный эксперт в сфере благотворительности, отмеченный различными государственными наградами, в том числе благодарностью президента РФ. Миссия фонда — способствовать тому, чтобы общество всё активнее и с большим эффектом участвовало в благотворительности, изменяя к лучшему жизнь отдельных людей и целых сообществ.
    Фонд реализует благотворительные программы в тесном сотрудничестве с ведущими российскими, международными компаниями и частными фондами. С 2016 года является координатором международной благотворительной инициативы #ЩедрыйВторник.
    www.cafrussia.ru.
  • Citibank
    АО КБ «Ситибанк» — один из первых банков с иностранным капиталом, вышедший на российский рынок более 25 лет назад. Сегодня «Ситибанк» входит в число крупнейших по капиталу банков в стране. Он предлагает своим корпоративным и частным клиентам широкий спектр продуктов и услуг, его розничная сеть включает в себя филиалы и представительства в крупнейших городах России. В 2019 году АО КБ «Ситибанк» получило высший кредитный рейтинг на уровне ААА по национальной шкале от российского Аналитического кредитного агентства и рейтинг на уровне ВВВ (прогноз «Стабильный») от агентства Fitch. На протяжении последних девяти лет Ситибанк входит в топ надёжных банков по мнению журнала Forbes.
    Фонд Citi содействует экономическому развитию сообществ во всём мире и улучшению качества жизни населения с низкими доходами. Мы инвестируем в программы, направленные на повышение финансовой доступности, развитие практик трудоустройства молодёжи и устойчивого развития городов. Используя подход «больше чем филантропия», возможности нашего бизнеса и человеческий капитал, мы стремимся воплотить нашу миссию, способствуя прогрессу и инновациям.
    www.citifoundation.com
    www.citibank.ru