3. Помочь ребёнку — значит, дать ему свободу
Конечно, не хочется, чтобы дети росли, такое приятное ощущение заботы, тепла, семейной сплочённости — оно есть. Но важно понимать, что если мы не отпускаем, не даём личности развиваться, расти, то мы делаем только хуже. И к сожалению, в определённом возрасте ребёнок может сказать: «Это из-за тебя. Это из-за тебя я не могу построить свою личную жизнь. Или карьеру. Из-за тебя я чувствую себя ущербным, инвалидом, хотя многое мог бы сделать». То есть период сепарации, когда возникает подростковый бунт, — это хорошо. Галочку можно для себя поставить: если подросток бунтует, значит, всё идёт по плану.
4. Важно учиться разговарить с ребёнком по-новому
Чтобы остаться со своим ребёнком в контакте, в диалоге, эмоциональной близости, важно научиться с ним по-новому разговаривать. Директивный тон — сейчас я расскажу тебе, как жизнь устроена — уже не подходит. Когда мы начинаем учить подростка, мы как будто встаём в позицию «я взрослый, а ты маленький». С ними это уже не проходит, они уже тоже в каком-то смысле взрослые, у них тоже есть своё мнение. Они сталкиваются с ситуациями, в которых они не готовы спрашивать родителей. Знают, что им скажут родители.
Попробуйте не навязывать своё мнение и сразу не говорить: «С этим не дружи, туда не ходи» — а попробовать спросить подростка: «А что ты сам думаешь про это? А что чувствуешь?». У человека уже есть своё мнение об этом. И если он поймёт, что взрослый разговаривает с ним на равных, это может вырасти в более дружеские, тёплые отношения с родителями. Свой опыт, свою голову, к сожалению, нельзя передать другому. Мы учимся на собственных ошибках, наступаем на свои грабли — в этом и есть прелесть жизни. Только такой опыт мы начинаем ценить, уважать, ощущать своим, чувствовать, что мы живые и интересные.
5. И передавать ребёнку ответственность за диабет
Важно понимать, что пока родитель живёт в системе, где диабет важнее для родителя, ребёнок не сможет взять на себя ответственность намного дольше. Он будет жить всегда в состоянии «я маленький, и про мой диабет всегда будет помнить кто-то», он не возьмёт на себя ответственность.
У родителей я часто отмечаю такое противоречие: «С одной стороны, я хотел бы, чтобы мой ребёнок уже вырос, сам отвечал за себя, потому что я тоже устал уже, выгорел, не хочу больше контролировать, звонить, беспокоиться. Но в то же время и отдать полномочия становится очень страшно». Поэтому это состояние — двойной посыл: «Давай, расти уже» и «А может, не стоит, ты же ещё маленький».
Но ответственность надо передавать постепенно, не перекладывать резко —на-ка, неси, а постепенно передавать полномочия, хвалить: «Молодец, ты справляешься, да, не всегда получается, но это жизнь».
6. Можно предложить сходить к психологу
Подростки уже сами принимают решение, готовы ли они прийти к психологу, у них уже есть своё понимание, что эта помощь нужна. И мы, кстати, отмечаем среди подростков наплыв. Мои наблюдения показывают, что подростки — более свободные, более осознанные, больше про себя понимают и хотят сами прийти к психологу. Они знают, что это не какой-то врач, что он не будет указывать на их ошибки, что-то предписывать — это «свободные уши», человек, который поможет в чём-то разобраться.