«Семьи рассказывали, что им очень пригодились консультации по альтернативной коммуникации, — делится Татьяна. — Мы брали с собой айтрекер — устройство, которым ребенок может управлять при помощи взгляда. А еще устройства с кнопками хорошо «зашли». Есть, например, большая кнопка, с записью команд «да» и «нет», и ребенок нажимает на нее, делает выбор — мама впервые может дать ему яблоко или воды, и ей уже не нужно мучительно угадывать его желание. Диалог с помощью взгляда — тоже контакт! И ребенок меняется на глазах, он счастлив, что его наконец поняли… К каждому был индивидуальный подход: те, кто с тяжелыми нарушениями, использовали простое устройство в две кнопки, у кого состояние полегче — планшеты и карточки. Мы возили с собой оборудование, показывали, как им пользоваться, а потом давали рекомендации, что дальше делать и какие устройства подходят.
Мы понимаем, что семьи с детьми с инвалидностью небогатые, работают там одни папы, а устройства недешевые, но есть и бюджетные варианты — например, кнопки для обучения собак, они выполняют те же функции".