«Вместе готовим интеллектуальную элиту России»
В городе Новомосковске Тульской области второй год подряд проходит Всероссийский форум по дебатам во всемирном школьном формате «Гусли». Юные участники дебатных турниров учатся рассуждать, находить аргументы, отстаивать свою точку зрения. Организация форума стала возможной при поддержке «Акселератора социальных инициатив» Фонда Мельниченко.
Участие в дебатах меняет детей. В целом из этой истории складывается позитивная детская жизнь и юность. Ребенок открывает для себя новые направления для самореализации, приобретает много полезных навыков для своей будущей жизни, для самоопределения и социализации«, — рассказывает Светлана Николаева, директор лицея города Новомосковска, педагог, руководитель клуба дебатов «Центениалы», на базе которого проводится Всероссийский форум по дебатам «Гусли».
Клуб существует благодаря сплоченной команде, в которую, кроме Светланы Николаевой, также входят сотрудники лицея — учитель английского языка Надежда Дмитриева и советник по воспитанию Роман Блонский.

Сейчас лицейский клуб дебатов уже имеет опыт организации городского сообщества дебатеров и проведения муниципальных, межрегиональных и всероссийских мероприятий, а начиналось все с лицейского клуба в 2017 году. Тогда ребята только начали выезжать на турниры в другие города, занимать призовые места. Клуб постепенно расширялся и развился до городского уровня. Правда, пандемия внесла коррективы: активность новомосковского клуба, как и большинства подобных клубов в России, снизилась, но не иссякла окончательно. Последние несколько лет дебатерское движение в России возрождается, и сейчас клуб «Центениалы» объединяет около 30 детей, включая и выпускников лицея, которые приезжают уже в качестве молодых экспертов, и продолжает расти и совершенствоваться.
Как гуси принесли удачу

«Когда мы поняли, что нам надо двигаться дальше, выходить за пределы своего клуба, то решили проводить турниры на уровне города и делали это на протяжении двух сезонов. Турниры обычно проходили в два дня: первый день — обучающий, второй — турнирный. Чтобы улучшить обучающую составляющую турнира, мы делали смешанные команды, из опытных ребят и тех, кто только начинает участвовать в дебатах. Однако проведение подобных мероприятий в основном держалось на энтузиазме детей и взрослых, ведь на их организацию нужно много сил и средств», — замечает Светлана.

Именно энтузиазм и большое желание иметь в Тульской области точку дебатерского притяжения стали той движущей силой, благодаря которой лицей Новомосковска отважился провести в 2023 году свой образовательный форум по дебатам: сначала межрегиональный, а потом и на всероссийском уровне. «Перед этим в 2022 году мы с ребятами поехали на форум по дебатам „Нерпа“ в Санкт-Петербург. В день приезда нам пришлось ждать трансфер на вокзале, где мы с детьми купили двух чрезвычайно симпатичных плюшевых гусей, которые и стали нашим талисманом на турнире. Тогда мы очень успешно выступили, заняли несколько призовых мест, и наши гуси везде были с нами. Когда же пришло время придумывать название для нашего форума, решили поиграть словами „гуси“ и „лицей“ — так и получились „Гусли“. Тем более что гусли как таковые — это исторический символ красноречия и глубоких знаний, а значит, максимально подходили под идею форума. Ну, а гусь как талисман нашего клуба присутствует на эмблеме форума, гордо произнося свою дебатерскую речь с трибуны», — рассказывает Светлана Николаева.

Гибкость мышления и умение слышать других

Суть и миссия дебатов — научить детей говорить, говорить, приводя аргументы, доказывая свою точку зрения, понимая возможность того, что другой человек тоже может быть прав. В технологии «Дебаты» всегда используются волнующие детей темы, иногда сложные для понимания, но важные для обсуждения.
Родители юных участников клуба говорят, что после того как их дети начали ходить на дебаты, с ними стало сложнее общаться, потому что дети реально приводят аргументы и пытаются отстоять свою точку зрения. И пусть теперь труднее противостоять детям — родители рады, что споры стали более спокойными и чаще заканчиваются компромиссом.
Другой очень положительный аспект технологии «Дебаты» заключается в том, что у детей исчезает боязнь выступления перед незнакомой или большой аудиторией. «Это благостно влияет на их развитие, мы видим этот эффект на примере наших лицеистов. Они чаще участвуют в различного рода социальных активностях, проектах, конференциях и, главное, получают от этого участия удовольствие», — отмечает Светлана Николаева.

В ходе игры в дебаты во всемирном школьном формате дети делятся на две команды по три человека, где у каждого участника есть определенная спикерская функция. Тему игры ребята получают за 20 минут до начала раунда, и за это время они должны не только найти и сформулировать аргументы в поддержку своей позиции, но и постараться предугадать возможные аргументы другой команды, чтобы быть максимально готовыми к контраргументации. Таким образом, одна команда — правительство — выступает в поддержку тезиса темы, другая — оппозиция — играет на противоположном поле. Сторону команды определяет случай, и не всегда детям выпадает шанс играть в защиту той позиции, которую они сами поддерживают. Именно в такой ситуации подростку приходится максимально сложно: ведь ему нужно примкнуть к сторонникам противоположного мнения и доказывать его состоятельность, приводя аргументы. Так формируется один из главных коммуникативных и социальных навыков — гибкость мышления. При этом в процессе подготовки к игре подростки учатся анализировать и систематизировать информацию, выстраивать командную линию игры, учатся распределять факты по релевантности, активно слушать и быстро реагировать на услышанное, — все это незаменимые навыки, которые дети могут приобрести исключительно в процессе живого общения.

«Кроме непосредственно турнирной программы, — добавляет Светлана, — на форумах, подобных „Гуслям“, всегда параллельно с играми проходят и образовательные активности — мастер-классы, лекции, показательные игры, а также треки по командообразованию, ораторскому искусству. Есть традиционные направления, такие как ярмарки городов, экскурсионная программа, фестивали талантов, помогающие участникам форума расширить горизонт знаний и мироощущения. Это возможность найти новых друзей и знакомых, открыть мир для себя и себя миру».

«Клубы дебатов и подобные форумы — это живой, активный, интересный досуг, которого очень не хватает современной молодежи», — убеждены педагоги лицея.


Кстати, форум дает детям не только возможность развиваться и обучаться, но и наполнить свое портфолио. Всего за несколько дней участия в форуме дети выходят на конкурс олимпиадного уровня, получая здесь дипломы, грамоты и другие награды.
Построение индивидуальной траектории
Дети, которые выходят из дебатерских клубов, показывают качественные образовательные результаты. По оценке команды форума «Гусли», например, большинство выпускников клуба поступают в ведущие вузы страны. При этом им легче влиться и в студенческую жизнь — во многих университетах сейчас есть дебатерские сообщества, и людям, причастным к дебатам, проще стать частью этих сообществ на студенческом уровне. А потом эти девушки и юноши возвращаются в свою школьную лигу дебатов уже в качестве экспертов. Так они продолжают расти и развиваться, помогая в обучении подрастающего поколения, выходят на более высокий турнирный уровень, играя за честь студенческого клуба.

Например, одна из первых участниц дебатного клуба МБОУ «Лицей» — медалистка, выпускница 2018 года — Светлана Мужичкова уже с отличием окончила МГЮА им. О. Е. Кутафина, получив профессию юриста, и также с красным дипломом окончила магистратуру юридического факультета МГУ. В рамках своей дебатной деятельности Светлана играла и в студенческом дебат-клубе, становилась призером международных форумов в Таллине, в Белоруссии и продолжает сейчас заниматься этой деятельностью. «Это показательная история успеха выпускника дебатерского клуба, его выхода во взрослую жизнь. Дебаты помогли нашей воспитаннице выстроить качественную индивидуальную траекторию», — считает Светлана Николаева.

Другой выпускник лицея, Даниил Саврасов, сейчас оканчивает 1-й курс Тульского государственного университета, он победитель олимпиады МФТИ, участник научно-практических конференций всероссийского и международного уровня.

Оба выпускника продолжают приезжать в свой родной клуб дебатов в качестве молодых экспертов и всячески помогают лицейскому клубу развиваться и совершенствоваться.
Кроме того, многие участники дебат-клубов становятся экспертами и монетизируют свой опыт, зарабатывают деньги — например, становясь коучами по ораторскому искусству, по аргументированной речи, что сегодня очень популярно.

Вклад в будущее России

Чтобы вести такую важную для современных подростков деятельность, необходимо дополнительное финансирование, которого часто не хватает. Именно поэтому команда лицея приняла участие в конкурсе грантов «Акселератор социальных инициатив» Фонда Андрея Мельниченко и одержала победу.
Грант позволил привлечь на форум максимальное количество детей. В нынешнем году прошел второй форум «Гусли», и в нем участвовали ребята из семи регионов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Таганрог, Вологда, Киров, Крым).
«Без поддержки Фонда Андрея Мельниченко нам было бы сложно. А грант позволил нам не только качественно организовать мероприятие, но и заложить средства на мерч, подарки, сувениры, оплатить питание для детей и руководителей. Все это сделало наш форум атмосферным и гостеприимным, что оценили все наши гости», — рассказывает Светлана Николаева.

Команда «Гуслей» мечтает, чтобы форум стал ежегодным. «Для нас, взрослых дебатеров, исключительно важно, чтобы в стране было несколько точек соприкосновения для людей, играющих в дебаты. Чтобы такие большие, запоминающиеся, качественные события наполняли жизнь наших детей, приносили им опыт здоровой коммуникации, полезного взаимодействия. Но в этой истории очень многое зависит от сторонней финансовой поддержки», — говорит Светлана Николаева.

Именно поэтому работа с Фондом Андрея Мельниченко и «Акселератором социальных инициатив продолжается»: проект форума «Гусли» в числе 30 других проектов конкурса стал одним из участников образовательного трека по масштабированию проектов, организованного Фондом в мае — июне этого года. В рамках курса руководители проекта уже прошли обучение на выездной сессии в Кузбассе, проработали варианты развития своих проектов на полях разнообразных тематических вебинаров и на консультативных встречах с трекерами проектов. В июле все участники конкурса ждут большую конференцию, где им представится возможность поделиться своими идеями с представителями Фонда в офлайн-формате.

Но, как бы ни сложились обстоятельства, дети в любом случае ждут старта нового форума. При этом, при всей пользе и значимости подобных проектов, замечает его основатель и идейный вдохновитель Светлана Николаева, их проблема заключается в том, что пользу эту невозможно пощупать или измерить, это отсроченный, но поистине глобальный результат. «Это не изобретение, которое можно запустить в производство, не какой-то продукт, который можно реально продать. Это польза для детей, которая в настоящем может казаться эфемерной и только в будущем принесет ощутимые плоды. Клубы дебатов и форумы, подобные „Гуслям“, — это толчок, это мотивация, это качественное сообщество единомышленников, возможность самоидентификации и самореализации ребенка, совершенствование его социальных навыков, — рассуждает Светлана Николаева. — Финансирование таких мероприятий должно носить меценатский характер — в нашем случае это была поддержка Фонда Мельниченко. Потому что это вложение в будущее нашей страны, в интеллектуальную элиту России».
Спецпроект «Журнала о благотворительности»
Разработка сайта — bulgkate.ru
Над текстами работали: Алена Арташева, Татьяна Пронина, Людмила Полонская, София Горовая, Лариса Ежихина, Наталия Калинина, Полина Сурнина, Марина Лепина, Ольга Павлова, Мария Перепелюк