Другой очень положительный аспект технологии «Дебаты» заключается в том, что у детей исчезает боязнь выступления перед незнакомой или большой аудиторией. «Это благостно влияет на их развитие, мы видим этот эффект на примере наших лицеистов. Они чаще участвуют в различного рода социальных активностях, проектах, конференциях и, главное, получают от этого участия удовольствие», — отмечает Светлана Николаева.
В ходе игры в дебаты во всемирном школьном формате дети делятся на две команды по три человека, где у каждого участника есть определенная спикерская функция. Тему игры ребята получают за 20 минут до начала раунда, и за это время они должны не только найти и сформулировать аргументы в поддержку своей позиции, но и постараться предугадать возможные аргументы другой команды, чтобы быть максимально готовыми к контраргументации. Таким образом, одна команда — правительство — выступает в поддержку тезиса темы, другая — оппозиция — играет на противоположном поле. Сторону команды определяет случай, и не всегда детям выпадает шанс играть в защиту той позиции, которую они сами поддерживают. Именно в такой ситуации подростку приходится максимально сложно: ведь ему нужно примкнуть к сторонникам противоположного мнения и доказывать его состоятельность, приводя аргументы. Так формируется один из главных коммуникативных и социальных навыков — гибкость мышления. При этом в процессе подготовки к игре подростки учатся анализировать и систематизировать информацию, выстраивать командную линию игры, учатся распределять факты по релевантности, активно слушать и быстро реагировать на услышанное, — все это незаменимые навыки, которые дети могут приобрести исключительно в процессе живого общения.
«Кроме непосредственно турнирной программы, — добавляет Светлана, — на форумах, подобных „Гуслям“, всегда параллельно с играми проходят и образовательные активности — мастер-классы, лекции, показательные игры, а также треки по командообразованию, ораторскому искусству. Есть традиционные направления, такие как ярмарки городов, экскурсионная программа, фестивали талантов, помогающие участникам форума расширить горизонт знаний и мироощущения. Это возможность найти новых друзей и знакомых, открыть мир для себя и себя миру».
«Клубы дебатов и подобные форумы — это живой, активный, интересный досуг, которого очень не хватает современной молодежи», — убеждены педагоги лицея.
Кстати, форум дает детям не только возможность развиваться и обучаться, но и наполнить свое портфолио. Всего за несколько дней участия в форуме дети выходят на конкурс олимпиадного уровня, получая здесь дипломы, грамоты и другие награды.